Экономическая безопасность при реализации инвестиционно-строительных проектов промышленными предприятиями в России

Несмотря на невысокие темпы роста национальной экономики, в ряде отраслей Российской промышленности продолжают реализовываться масштабные инвестиционные проекты, направленные на модернизацию оборудования и обеспечивающей инфраструктуры. Проблема как хищений, так и ошибок со стороны всех участников инвестиционного процесса, к сожалению, все еще не обходит отечественные компании стороной. Поэтому от грамотной работы служб экономической безопасности нередко зависит эффективность вложения сумм, весьма и весьма чувствительных для предприятия-работодателя.

В данной статье речь пойдет о немаловажной составляющей любого инвестиционного процесса – осуществлению строительства и ремонта цехов, зданий, объектов энергетического назначения. В строительной сфере кроется возможность реализации великого множества распильно-откатных сговоров. Почему так? Для большинства промышленных предприятий строительство является непрофильной и нерегулярной задачей. Поэтому в их штате нет достаточного количества собственных специалистов в области проектирования, составления и проверки смет, строительного контроля.  Иными словами, промышленные предприятия являются неквалифицированными заказчиками, что значительно облегчает применение по отношению к ним разного рода «весёлых» схем с минимальными рисками быть пойманным.

Автор этого материала является сотрудником компании «Мимир консалтинг», которая профессионально занимается аудитом инвестиционных проектов в интересах служб безопасности предприятий. Нас уже много лет приглашают как в целях проверки внутренних служб предприятий, так и деятельности привлеченных поставщиков и подрядчиков, поэтому мы видим печальную картину однотипных злоупотреблений во всей её трагической для бизнеса полноте. 

Как правило, реализация инвестпроектов от возникновения инициативы и до приемки объекта в эксплуатацию последовательно проходит ряд стадий, а служба безопасности подключается, в основном, для проверки контрагентов, заявившихся на конкурс. Зато, когда выясняется, что сооруженная система вентиляции не вышла на проектную мощность, фундамент под оборудование дал трещины, либо же случайно обнаружилось, что купленный асфальт на устройство парковки почему-то стоит в десятки раз дороже, чем на ближайшем АБЗ – тогда и начинаются служебные проверки, в результате которых оказывается, что все акты и документы предприятием давно подписаны, серьезных претензий подрядчику предъявить невозможно, а десятки подозрений СБ в совокупности не дают ни одного доказательства, пригодного ни для профильных органов, ни для хотя бы собственного наблюдательного совета.

Нам неоднократно доводилось доказывать руководству самого разного уровня, что привлечение внутренних служб безопасности, либо внешних консультантов имеет смысл начиная с того этапа инвестиционного планирования, когда имеется: предварительное технико-экономической обоснование проекта и технической задание. Уже на этом этапе есть что проверять. Гораздо легче для недобросовестного сотрудника изначально заложить в инвестиционный план «раздутый» бюджет проекта, чем потом искать способы обоснования завышений затрат. Как правило бюджетирование проекта осуществляется в несколько этапов:

А завышаются бюджеты следующим образом:

  1. На этапе разработки ТЗ закладываются решения, не имеющие экономического смысла, но позволяющие запросить более высокие объемы финансирования.

Так мы сталкивались со случаем, когда на одном из производств, было построено два бассейна для вымачивания древесины на время ремонта двух имеющихся. При этом существовала возможность изменения технологии ремонта сооружения таким образом, чтобы обойтись строительством только одного нового бассейна, не выводя из эксплуатации на длительное время существующие. Однако, почему-то на предприятии о такой альтернативе не знали.

Еще чаще неэффективные технические решения закладываются позже - на стадии составления проектно-сметной документации. Проектировщик имеет богатые возможности заложить в проект любые уникальные материалы и технологии, рассчитывая на вознаграждение от производителя соответствующих материалов, либо от подрядчика – обладателя технологии, который получит преимущество на последующих конкурсных процедурах.

Конечно же, проверка технических заданий и технических решений, тем более в непрофильной для предприятия сфере, весьма затруднена. В нашей практике, при попытках проведения проверок технической документации службой безопасности, в организации всегда начиналось ожесточенное сопротивление со стороны инженерно-технических служб. Однако, при возникновении оперативной необходимости – всегда можно получить копии документации тайно, а к её проверке – привлечь внешних экспертов.  

  1. Коммерческие предложения и сметы запрашиваются с завышениями цен

В сложных проектах, где к привлечению планируется множество поставщиков и подрядчиков, особое внимание следует уделить источникам информации о ценах. Счета на используемые материалы должны быть получены строго от производителей, либо от крупных торговых сетей. Чем меньше малых контор в цепочке контрагентов – тем ниже вероятность крупного сговора. Подрядчики же на все крупные блоки работ должны предоставлять коммерческие предложения с обязательным приложением смет стандартизированного государственного образца. Само по себе наличие сметы, разумеется, не даёт гарантии от её завышения – но в случае необходимости, смету сможет проверить квалифицированный инженер и найти те строки, за счет которых цифры «раздували» до необходимого уровня.

  1. ТЭО инвестиционно-строительного проекта должным образом не обосновываются

В идеальной ситуации на каждую строчку бюджета должен иметься счет, если речь идет о поставке материала, и коммерческое предложение со сметой, если речь идет о производстве работ. Нередко, это совершенно логичное требование игнорируется исполнителями. Вообще, в процессе аудитов ТЭО нам доводилось встречать и совсем уж анекдотичные неточности – так, в одной крупной уважаемой компании, исполнители при составлении затратной части ТЭО ко всем итоговым строкам прибавляли НДС 18%. А часть исходные счетов и коммерческих предложений от контрагентов уже включала НДС. Таким образом к ценам половины подрядчиков был доначислен двойной налог, что в итоге дало совокупную погрешность в несколько десятков миллионов рублей, запрошенных на реализацию инвестпроекта у головной организации. Впрочем, бывают и ошибки противоположного характера. Например, нам попадался инвестиционный проект по прокладке достаточно протяженной тепловой сети на предприятии. При этом не был учтен демонтаж старой теплотрассы, проложенной воздушным способом. В подобных ситуациях бывает затруднительно отделить невнимательность от злого умысла.

Подытоживая вышесказанное, мы рекомендуем руководителям функции безопасности подключаться к работе с инвестиционными проектами на самых ранних стадиях их формирования. Это даст возможность профилактировать коррупционные связи, либо получить материал для более глубокой разработки на следующих этапах их реализации.

В России второе место по распространенности экономических преступлений на предприятиях занимает мошенничество в сфере закупок товаров и услуг. При этом самым уязвимым этапом в процессе закупок является выбор поставщика. По данным исследования PwC - 95% респондентов-руководителей предприятий считают, что именно на этом этапе закупок происходят мошеннические действия. К сожалению, сегодня на многих предприятиях (даже работающих по 44-ФЗ или 223-ФЗ) политика в области закупок сочетает два, казалось бы, взаимоисключающих качества: перегруженность формальными требованиями, и одновременно полную непригодность для создания реальной конкуренции среди потенциальных поставщиков и подрядчиков.

Схемы в закупочной деятельности являются темой отдельного разговора, но, применительно к инвестиционно-строительным проектам - конкурсную документацию можно при должной сноровке сформировать практически под любого поставщика или подрядчика. Для осуществления поставок нужными руками, как правило, находится любая самая малозначительная, но относительно уникальная техническая характеристика материала, которая прописывается в конкурсной документации. Для проведения работ заранее выбранным подрядчиком - может быть выставлено требование к уникальному опыту, или наличию редкой, и не всегда нужной, сертификационной документации или требований к квалификации работников. В особо циничных случаях вплоть до наличия определенного количества кандидатов технических наук в руководящем составе. Самой бессовестной в нашей практике проведения финансовых расследований была история, когда предприятие умудрилось купить оборудование у собственной дочерней компании через фирму-прокладку. При этом дочка, являющаяся конечным производителем требуемого оборудования, проиграла конкурс посреднической компании. Как такое возможно? Критерий значимости цены на конкурсе составлял 20%, а вот критерий опыта поставок – 80%. Побеждает тот, у кого больше контрактов. Наиболее доступным службе безопасности методом работы по таким «договорным матчам» является простое общение с участниками конкурсных процедур, которые были отклонены. У конкурентов есть самый прямой интерес – попасть на предприятие со своими работами и материалами. Поэтому они с удовольствием поделятся любой имеющейся у них информации – от фактов установления неразумных условий конкурсных процедур, до подозрений и слухов. В качестве отправной точки для дальнейшей работы это может быть весьма кстати.

Во время исполнения инвестиционного проекта, мы чаще всего сталкиваемся с различного рода злоупотреблениями со стороны подрядчиков и поставщиков. Причем, в некоторых случаях, речь может идти об изначальной неэффективности, заложенной в условия контрактов. Так, распространенной проблемой при EPC-контрактации сложных объектов энергетического хозяйства является то, что изначально в руках одного подрядчика находится и проектирование, и строительная часть, и поставки сложного оборудования. До того момента, как EPC-подрядчик не закончит проектирование, невозможно проверить конкретный состав работ, оборудования и материалов. Это дает ему возможность дополнительно зарабатывать сверхприбыли на поставках. Так, на одном из наших аудируемых проектов, мы видели завышение цен на импортную паровую турбину до 30% её стоимости у завода изготовителя. Случались и попытки поставок оборудования, бывшего в употреблении. Например, на один из объектов, подрядчик привез трансформаторную подстанцию, которая визуально не выглядела новой. К счастью, подобные вещи выявить довольно просто – подобного рода оборудование маркируется заводом изготовителем, соответственно, по серийному номеру несложно установить время и место его первой продажи.    

Все еще довольно распространенным способом дополнительного заработка для многих подрядчиков является замена строительных материалов более дешевыми аналогами. Рассмотрим схему на примере гидроизоляции технологического бассейна для вымачивания древесины. Подрядчик должен проводить его гидроизоляцию с применением дорогого проникающего гидроизоляционного материала, производства США. Была закуплена одна банка материала, вместе с которой производитель предоставил сертификат. Этот сертификат позже был сдан заказчику вместе с иной исполнительной документацией. А фактически вся работу делали материалами, которые были даже не предназначены для проведения гидроизоляции в имевшихся условиях при наличии агрессивной среды. Рассматриваемый пример, к сожалению, реален. Мы провели строительную экспертизу, установили факт несоответствия примененного материала проектному решению, но к тому моменту свежевосстановленная технологическая ёмкость оказалась в значительной степени повреждена. Подобная схема применяется и в более простых случаях, в особенности, когда после подписания акта скрытых работ проверить что-либо методами неразрушающего контроля – невозможно. Иногда подрядчики изначально рассчитывают себестоимость, держа в уме возможность удешевления материалов на этапе производства работ. Это, в частности, позволяет им получать значительное преимущество над другими подрядчиками, выходя на конкурсные процедуры.

Другим излюбленным фокусом некоторых подрядчиков является завышение объемов выполненных ими работ. Нам хорошо запомнился случай, когда при строительстве объекта капитального характера подрядчик фактически получил двойную оплату за разработку котлована. В смете у него была заложена строка «устройство фундамента», без расшифровки из чего это самое устройство фундамента состоит. По действующим нормам и условиям договора, эта строчка включает в себя, разумеется, и выемку грунта. Однако, подрядчику удалось каким-то образом не только подписать еще один акт на разработку котлована, но и получить за него оплату в полном размере.

К сожалению, все эти действия редко контролируется службой безопасности. Обычно, на этапе непосредственной реализации инвестиционного проекта, её функции ограничиваются организацией охраны объекта и обеспечением сохранности оборудования и материалов, имеющихся на строительной площадке. Да и толком организовать действительно качественный контроль подобного рода без привлечения технических консультантов, зачастую, бывает невозможно. Поэтому реализующиеся на предприятии инвестиционные проекты могут стать источником дополнительных доходов для достаточно широкого круга заинтересованных лиц, и одновременно с этим «черной дырой» для бюджета предприятия.

Подведя черту под вышесказанным, сформулируем кратко то, на что следует обратить внимание специалистам функции экономической безопасности при работе с крупными инвестиционно-строительными проектами. Некоторые перечисленные моменты служба безопасности может выполнить самостоятельно, в других случаях имеет смысл воспользоваться услугами привлекаемых экспертов:

  1. Желательно организовать контроль бюджетирования и предлагаемых технических решений уже на этапе инициации инвестиционного проекта
  2. Внимательно отслеживать конкурсные процедуры, по возможности, провести переговоры с проигравшими участниками данных процедур
  3. Активно участвовать в процессе согласования договорной документации, настаивать на включении в обязательные требования ко всем исполнителям работ – оформление смет, журналов производства работ, исполнительной документации
  4. Отслеживать аффилированность между проектировщиками и исполнителями работ, при наличии такой аффилированности – проверять проектную документации на предмет обоснованности технических решений. При наличии EPC-подрядчика – провести проверку технических решений желательно в любом случае
  5. Организовать систему видеозаписи на объекте во время проведения работ. При наличии подозрений в недобросовестном поведении подрядчиков – отправлять сдаваемую или исполнительную документацию на дополнительную проверку.
  6. Организовать периодический контроль во время проведения работ по линии экономической безопасности.   

Статья опубликована в журнале "Директор по безопасности" № 5, 2018 г.

10.06.2018

Несмотря на невысокие темпы роста национальной экономики, в ряде отраслей Российской промышленности продолжают реализовываться масштабные инвестиционные проекты, направленные на модернизацию оборудования и обеспечивающей инфраструктуры. Проблема как...

15.08.2016

В России по данным исследований в 2016 году около половины предприятий всех отраслей сталкивались с проблемой экономических преступлений, при этом их наиболее распространенным видом является присвоение активов предприятия – 72 %. В последние годы российские...

10.10.2015

Предлагаем Вашему вниманию методические указания и рекомендации по некоторым управленческим вопросам Кадыева Тимура Роллановича. Предлагаемая методика представляет собой больше попытку привнести в управленческую науку естественнонаучные инструменты и...

Все записи

Проект исследования современных подходов к построению автоматизированных систем мониторинга для совершенствования процессов технического обслуживания и ремонтов объектов инфраструктуры

Консультантами "Мимир консалтинг" выполнен проект по оптимизации бизнес-процессов компании IT-компании CTI.  Компания CTI - системный интегратор, поставщик IT-решений и облачных услуг на территории России и стран СНГ. Компания с 2002 года успешно занимается...

Целью консультационного проекта являлось создание систем реализации функций Управленческого учёта и управленческой отчётности, а также системы реализации функций Планирования, контроля и анализа в системе управления группы компаний. В процессе работы над...

Консультанты  "Мимир консалтинг" завершили проект производственного предприятия, производящего безалкогольные напитки. В рамках проекта была проведена работа по: Оценке стратегии компании и её связи с операционной деятельностью Анализ стиля управления...

Консультанты  "Мимир консалтинг" завершили проект для ГУП Центр развития предпринимательства Ивановской области. В рамках проекта была проведена работа по: Определению индекса технологической готовности производственного предприятия. Индекс...

Проведен аудит семи малых и средних предприятий Ивановской области с целью определения Индекса технологической готовности (ИТГ) предприятий. Индекс технологической готовности – обозначает показатель, который рассчитывается итогу анализа различных...

Осуществлен полный комплекс услуг EPCM для клиента ООО "ТрансНеруд" по строительству трех тепловых сетей в Костромском регионе по муниципальным контрактам. Консультанты отвечали за: выработку технических решений; составление технического задания для...

Инициативный (добровольный) аудит двух инвестиционных проектов, планируемых к реализации комбинатом: Модернизация энергохозяйства Модернизация производства Консультантами были проанализированы: CAPEX-ы проектов. Проведение проверки полноты и...

Проект управленческого аудита дочерней компании НАО "СВЕЗА", осуществляющей функции производства оборудования. В ходе реализации проекта был проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия на предмет эффективности использования ресурсов...

Проект по повышению эффективности системы складской и транспортной логистики в аспекте совершенствования мер, направленных на обеспечение сохранности ТМЦ при их транспортировке и хранении. Fazer - финская частная компания, производитель продуктов питания....

Все работы
Обратный звонок:
Отправить заявку нашему специалисту
Заполните форму или позвоните по телефону +7 (495) 134-48-46
Что это такое?